Взгляд на развитие экологического образования и инженерной и промышленной экологии от НИЦ «Курчатовский институт» — ИРЕА

Опираясь на реальные задачи производства”

Д.А. Макаренков, заместитель директора по науке, д.т.н., доц. НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА»

В последнее время НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА», известный своими разработками в основном области химии, стал уделять значительное внимание экологическому образованию. Какая необходимость заставляет в общем-то технический научно-исследовательский институт обращаться к этой сфере?

В современном мире нельзя отрицать важности экологического образования и воспитания. Научно-технологический прогресс приводит к загрязнению окружающей среды, ослаблению её устойчивости против антропогенных факторов и развитию деградационных процессов.
Всё это способствует снижению урожайности и ухудшению качества сельскохозяйственной продукции, накоплению вредных веществ и элементов в растениях, что влечёт за собой ухудшение здоровья самого человека.
Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило.
В XX веке быстрое развитие атомной техники, радиоэлектроники и биохимии вызвало необходимость многократного увеличения выпуска материалов высокой чистоты с заданными свойствами, стала расширяться научно-исследовательская база промышленности химреактивов и особо чистых веществ. Именно тогда НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА внёс крупный вклад в экологию, в том числе в разработке широкого круга индикаторов для определения вредных веществ.
Вопросы инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества окружающей среды, являлись более чем актуальными. Очистка сточных вод при выпуске препаратов, обеспечение абсорбционным оборудованием при мокрой очистке газов или фильтрационным оборудованием при сухой очистке выбросов и в целом минимизация выбросов «хвостов» являлись прикладными рутинными задачами, которые с успехом решались нашими учёными. Мы считаем важным передавать наши знания и наработки молодому поколению, нам есть, что им рассказать.

С помощью каких методов ваш центр помогает развиваться учащимся и способствует повышению уровня экологического образования молодёжи?

В 2020 году НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА при поддержке Фонда содействия инновациям и федерального учреждения дополнительного образования Федеральный детский эколого-биологический центр», поддержали идею проведения мероприятий для профориентации школьников.
Мы провели I Всероссийский конкурс по идентификации и очистке химических соединений «Пять девяток». Финалисты этого конкурса стали участниками федерального очного этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды со своими научными проектами в номинации «Юный химик».
Наш институт разработал направление «Экологическая оценка территорий», в рамках проводимого Курчатовского турнира – межпредметного инженерного соревнования, ориентированного на учащихся 8−11-х классов, участники которого должны будут провести геоэкологическое зонирование территории по уровню парникового эффекта и предложить собственное объяснение наблюдаемой экологической обстановки.

Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило.

Какие существуют проблемы, мешающие развитию экологического образования?

На сегодняшний день в нашей стране уровень экологического образования и экологической культуры не отвечает требованиям действительности. Тенденции к развитию сформированы, но есть сдерживающие факторы. Развитие экологического образования происходит при малой финансовой поддержке со стороны федеральных ведомств в сфере образования и экологии, развивается иногда только отдельными лицами, учебными заведениями и центрами. Кроме того, недостаточно учитывается опыт зарубежных коллег.
В качестве дополнительной проблемы стоит указать и ослабление материально-лабораторной базы многих технических университетов (современное приборное и лабораторное оборудование дорожает, а бюджетные средства на его приобретение постоянно сокращаются), а также то, что темы курсовых проектов и исследовательских работ не соответствуют реальным задачам на производствах.

Но ведь так было не всегда?

Да, вы правы. Если говорить об истории экологического образования  в  России,  то с середины XIX столетия вопросы охраны природы и применения ресурсосберегающих технологий стали особенно актуальны из-за случившегося тогда технологического прогресса, и появилась потребность в специалистах, которые смогут их решать. Именно в это время курс общей экологии появляется не только в программах биологических специальностей, но практически во всех технических вузах, на всех инженерных специальностях. Появляются первые кафедры промышленной и инженерной экологии.
Почти одновременно кафедры экологической направленности появились в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева (по инициативе тогдашнего ректора – будущего министра образования Геннадия Алексеевича Ягодина в 1976 году была создана кафедра техно- логии рекуперации вторичных материалов промышленности под руководством профессора Анатолия Ивановича  Родионова) и в Московском институте химического машиностроения (кафедра техники основ- ной химии и промышленной экологии по инициативе и под руководством профессора Олега Синановича Чехова). С 1983 года на кафедре промышленной экологии МХТИ началась подготовка инженеров по специальности «Экология и охрана окружающей среды», позже – «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Это был первый в нашей стране опыт подготовки инженерных кадров для решения экологических проблем, требующих комплексного междисциплинарного подхода.

И как развивалось решение этой задачи в те времена, что на Ваш взгляд делается здесь сегодня?

Вплоть до 90-годов в России специалистов экологов готовили открывшиеся почти в каждом техническом вузе факультеты и кафедры экологической направленности, а в 1997 году Московский институт химического машиностроения был даже преобразован в Московский государственный университет инженерной экологии.
Это было вполне закономерно, так как решение задач сохранения окружающей среды требует не только изучения природоохранных технологий, но и разработки современного природоохранного оборудования для этих целей. К сожалению, не- смотря на увеличение количества проблем, которые создаёт глобальный экологический кризис, к 2020 году объем подготовки кадров по экологическим направлениям и специальностям существенно сократился.
Так, например, если в Московском государственном университете инженерной экологии (МГУИЭ) в годы его существования (до 2012 года) на природоохранные специальности, реализовывавшиеся на двух факультетах инженерно-экологической направленности, ежегодный бюджетный приём составлял около 200 человек, то в Московском политехническом университете (в со- став которого вошёл впоследствии институт МГУИЭ) в 2020 году на направление «Техносферная безопасность» было выделено только 30 бюджетных мест. Курс «Экология», который ещё 10-15 лет назад входил в учебный план для всех технических специальностей университетов, сейчас изучается небольшим количеством готовящихся специалистов.

Что необходимо сделать, чтобы повысить уровень экологического образования?

При анализе опыта разных стран по внедрению экологического образования становится очевидно, что существуют различные формы и методы для повышения уровня систем эко- логического  образования. В последние годы альтернативным выходом в решении этих проблем стало участие научно-исследовательских центров в решении проблем экологического образования и воспитания. При крупных научно-исследовательских центрах создаются детские технопарки, в которых достаточно большое количество старшеклассников имеют возможность развиваться и осваивать фундаментальные естественно-научные дисциплины, к которым относится и экология. Департаментом образования и науки города Москвы и научными организациями реализуются   такие   проекты, как «Академический (Научно-технологический) класс», «Инженерный класс», «Курчатовский проект», «Медицинский класс», что позволяет школьникам заниматься исследовательской деятельностью, объединяя усилия учителей московских школ и ресурсы прикладных институтов.
Другое направление экологического образования и воспитания – вовлечение учащихся в исследовательскую и практикоориентированную деятельность, комплексную систему из- учения состояния окружающей среды с целью оценки и прогноза изменений биосферы и её отдельных компонентов под влиянием антропогенных воздействий. Как «ИРЕА» сегодня решает эти задачи образо- вательного процесса ?

Как «ИРЕА» сегодня решает эти задачи образовательного процесса?

Что касается нашего института, то в настоящее время НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА осуществляет процедуру лицензирования дополнительного образования детей и взрослых. Дисциплина «Экология» до сих пор не включена в основные программы большинства общеобразовательных учебных заведений (чаще всего она является небольшим разделом биологии или географии). Между тем ни одна экологическая проблема не может быть решена в рамках одного предмета, поскольку является междисциплинарной и требует привлечения специалистов, компетентных в различных сферах деятельности. Мы надеемся , что междисциплинарное направление экологии – геоэкология, станет одним из направлений, которому будут обучаться школьники.

Как и какими видят учёные меры, необходимые для охраны природы и постановки современного экологического образования в стране?

С каждым годом все больше видна необходимость в разработке и активном внедрении современных приёмов по выполнению природовосстановительных мероприятий, повышении эффективности работ по реабилитации загрязнённых территорий и улучшению экологической обстановки в целом.
Проведение работ по восстановлению территорий должно выполняться комплексно. Особое внимание должно быть уделено системе экологического мониторинга, основанного на постоянном и своевременном
выявлении негативных процессов, основных загрязняющих факторов и предупреждающих мер.
Однако для профессионального осуществления этих крайне необходимых мер по охраны нашей природы будущим специалистам, сегодняшним выпускникам вузов нужно давать экологическое образование, соответствующее федеральному государственному стандарту. И конечно, всем миром способствовать выполнению этой задачи. Что касается нас, то НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА в сотрудничестве с Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ)» ведут активную работу целях введения новой компетенции «Рациональное природопользование». Её освоение позволит присвоить участникам турниров квалификацию «Специалист по реабилитации загрязнённых территорий».
Совместными усилиями работников учебных заведений, учёных, общественности можно добиться успехов в области экологического образования. Большую роль в этом важном деле призван сыграть созданный в этом году Международный научно-образовательный консорциум «Кадры для зелёной экономики», одной из задач которого является формирование высокоэффективной системы экологического образования. НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА, объединяя задачи предприятий, потребности школ и учитывая особенности учебных программ вузов в области химических технологий, делает все, чтобы современное поколение обладало знаниями и практическими умениями для сохранения здоровья нашей планеты.

0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поделитесь своим экспертным мнением.)x
()
x