SILI совместно с Международным научно-образовательным Консорциумом “Кадры для зелёной экономики” и IPR MEDIA запускают новую номинацию Всероссийского конкурса «Библиотека цифрового университета» в области экоинноваций и зелёной экономики

Всероссийский конкурс «Библиотека цифрового университета», учреждённый в рамках масштабной сетевой инициативы по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER, набирает обороты. Недавно была учреждена ещё одна специальная дополнительная номинация: «Лучшая работа в области экоинноваций и зелёной экономики»


Конкурс проводит компания IPR MEDIA при поддержке Агентства стратегических инициатив. Ключевым партнером выступает Университет Иннополис. Для участия в конкурсе принимаются работы по информационным и сквозным цифровым технологиям в различных отраслях экономики и сферах жизни общества Новую номинацию поддерживает Международный научно-образовательный Консорциум «Кадры для зеленой экономики».

Исполнительный директор Консорциума, к.п.н., член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, член Рабочей группы по экологическому образованию при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Сударикова и руководитель Группы компаний IPR MEDIA Наталья Иванова поделились мнением об актуальности номинации и конкурса.

– Насколько актуальна номинация для российских университетов, которые ведут обучение по экоинновациям?

Елена Сударикова: В настоящее время «зеленый» вектор в сфере подготовки кадров по ряду причин находится в состоянии анабиоза. Несмотря на отдельные курсы и программы, говорить о формировании институционализации цифровых технологий, соответствующей инфраструктуры не приходится. 
Тем временем, по данным мировых экспертов, учёных, представителей ООН, к 2060 году произойдет исчезновение плодородных почв. Количество населения составит 11,2 млрд человек. Из них 2 млрд человек будут являться климатическими беженцами, 5,7 млрд человек будут испытывать нехватку питьевой воды. Общие экономические потери составят 23% от мирового ВВП.
Из этих данных можно сделать вывод, что складывающаяся ситуация создает высокую вероятность угрозы безопасности Российской Федерации. Поэтому считаю учреждение номинации и формирование коллекции учебной литературы по технологичной экологии очень своевременным шагом. Работы авторов дадут толчок к изучению проблемы и глубокому переосмыслению существующей ситуации.

Наталья Иванова: Многие вузы уже присоединились к нашей масштабной сетевой инициативе IPR TRANSFER, в том числе для участия во Всероссийском конкурсе «Библиотека цифрового университета». Конкурс и инициатива организованы, чтобы сформировать фонд знаний для новых цифровых образовательных модулей университетов, создать полномасштабную коллекцию учебной литературы по современным стандартам для обучения кадров, в которых остро нуждается цифровая экономика. Сегодня уже нельзя представить ни одну отрасль, которая бы не использовала анализ больших данных, облачные сервисы, онлайн-платформы, блокчейн, роботизацию и многие другие инструменты цифровизации. Однако кадров, готовых и умеющих работать с ними, не так уж много.

Что касается экологии, то крайне сложно переоценить актуальность разработки учебной литературы и пособий в сфере экоинноваций. Новая номинация позволит поддержать авторов, работающих в этом направлении, привлечь внимание к проблематике, популяризовать отрасль как среди учёных, так и студентов.

– Какие тенденции в сфере экологического образования Вы можете обозначить?

Елена Сударикова: В настоящее время широко преподаются экологические образовательные программы по контролю и мониторингу воздействия, например, различных организаций на окружающую среду, которая заключается в основном в составлении отчетной документации.
В соответствии с Указом Президента РФ № 76 от 08 февраля 2021 года поставлена задача повысить эффективность научно-технической и образовательной деятельности Российской Федерации.
Если ознакомиться подробнее с этим документом, то становится ясно, что современные экообразовательные программы должны включать в себя техническую, инженерную, инновационную, коммерческую составляющие. Одновременно эти экологические образовательные программы нового типа должны соответствовать Национальному проекту «Цифровая экономика».
То есть в результате образовательных программ выпускники должны приобрести экологические, инновационные и цифровые компетенции одновременно.
Если говорить простым языком, то наши экологи от отчётов и посадок деревьев должны перейти к экоинновционному предпринимательству, которое не только сокращает нанесённый вред окружающей среде, но и позволяет зарабатывать на этом.

Экологические инновации – самое перспективное и актуальное направление развития образовательных технологий с учётом их системной цифровизации в учебном контенте для перехода экономики России на «зелёную» парадигму, в первую очередь, для модернизации промышленного комплекса любого из регионов Российской Федерации.


Необходимость развития учебных цифровых программ, образовательных модулей бесспорна. Подготовка специалистов в сфере экоинноваций – это улучшение экологической обстановки и социальных условий (снижение заболеваемости, рисков постковидных последствий, оздоровление населения и здоровьесбережение). Уже этим объясняется актуальность разработки такого учебного контента.

– Есть ли уже учебная литература, которая связывает экологию, природопользование и цифровые навыки?

Наталья Иванова: Хорошей литературы много не бывает. Особенно, если это касается учебных изданий. Новые знания появляются постоянно, они актуализируют и пополняют уже имеющиеся литературные фонды. Если речь идет о цифровых компетенциях, то здесь все процессы происходят стремительно, методики обновляются с невероятной скоростью.
В электронно-библиотечной системе IPR BOOKS мы создали несколько очень неплохих научно-отраслевых платформ по разным направлениям, в том числе по экологии, природопользованию, охране окружающей среды. Например, НОП «TechNet — цифровая экосистема знаний технических вузов» содержит более шести тысяч учебников. Есть коллекции «Промышленная экология и биотехнологии», «Техносферная безопасность и природообустройство». Все это существенно упрощает работу преподавателей, облегчает доступ к литературе, делает процесс обучения качественным. Тем не менее, необходимы пособия, которые тесно свяжут экологию и цифровизацию, помогут подготовить специалистов в узких нишах, работающих на стыке двух отраслей.

– Какой подход к трансформации образования, на Ваш взгляд, был бы эффективен?

Елена Сударикова: Опираясь на поставленные Президентом России задачи и обозначенные глобальные климатические последствия, можно с уверенностью сказать, что их решение состоит в трансформации «ЭКО» из обычной приставки в фундамент каждого промышленного процесса и повседневного образа жизни человека.
В связи с этим целесообразно, чтобы в вузах было востребовано синергетическое обучение по принципу «2 в 1», когда соискатель получает полноценное образование по экологической и своей выбранной специализации. Это приведёт к тому, что человек будет знать не только, как его профессия влияет на окружающую среду, но и как это практически предотвратить, в том числе с коммерческой выгодой.
Немаловажен сектор экоинноваций, рассматривающий экономический фактор: рациональное использование ресурса сокращает затраты на его извлечение, получение, обработку, а также плату за негативное воздействие за счёт сокращения платы за выбросы в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, отходы производства и потребления. Особенно актуальна подготовка в вузах специалистов с компетенциями по управлению проектов с «зелёными» целями, соответствующими ESG-стандартами корпоративной отчётности, как свидетельство приверженности ЦУР ООН и низкоуглеродной экономике.
Следует обратить внимание на следующие ниши: изменение либо формирование принципиально новых технологических процессов и укладов, режимов и моделей развития с цифровыми решениями, развитие и масштабирование применения «зелёных» экономических и финансовых инструментов, которые влекут за собой улучшения в части рационального использования природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую природную среду.

Наталья Иванова: Сейчас в большинстве отраслей складывается тенденция к кооперации, созданию коллабораций и взаимовыгодному обмену опытом. Образование не является исключением: делается ставка на тесное межвузовское взаимодействие. Мы создаем по всей стране Центры трансфера знаний в рамках IPR TRANSFER. Они становятся сосредоточием экспертной и консультационной работы вуза при участии во Всероссийских конкурсах, обеспечивают связи между университетами, вовлекая преподавателей и студентов в живой диалог.
К инициативе IPR TRANSFER в России присоединились уже более 40 вузов. Но в целом она имеет все предпосылки для выхода на мировой уровень. Трансфер знаний является глобальной концепцией, которая позволит вывести процесс обучения и развития университетских знаний на новую ступень. Именно таким должно стать, на мой взгляд, образование будущего.

– Чего Вы ожидаете от учреждения номинации?

Елена Сударикова: Во-первых, это хорошая возможная укрепить практическое и результативное взаимодействие с профессионалами IPR MEDIA. Участники и партнеры Консорциума знают, как адаптировать в экологические образовательные программы инновационную, коммерческую, инженерную и изобретательскую составляющие. Что касается цифровых компетенций, то, по нашему мнению, IPR MEDIA равных нет.
Во-вторых, данная номинация на настоящем этапе позволит тесно поработать со специалистами, учёными, экспертами, руководителями, стартаперами, волонтерами, блогерами и другими компетентными лицами в области экоинноваций. Такое взаимодействие будет качественным толчком для практической деятельности, результатом которой станут коммерчески успешные высокотехнологичные экологические инициативы, проекты, идеи и услуги.

Надеемся, что результат выразится в масштабировании идей экоинноваций и «зеленой» экономики среди вузовского и профессионального сообщества. Выражаем благодарность за внимание к образовательным, цифровым инициативам и проектам нашего Консорциума за приглашение к участию в конкурсе «Библиотека цифрового университета», который является достойным мероприятием масштабной сетевой инициативы по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER, поддержанной Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Наталья Иванова: Проведение Всероссийского конкурса «Библиотека цифрового университета» станет важной вехой цифровизации образования. Уже успел накопиться опыт, имеются наработки, создается контент – и все это нужно воплощать в жизнь, систематизировать, применять по назначению.Благодарю всех партнёров, которые поддержали конкурс. Консорциум «Кадры для зелёной экономики» — это эксперты высочайшего уровня, профессиональная поддержка которых неоценима. Совместными усилиями мы сможем создать качественную коллекцию современных и актуальных учебников по направлениям цифровой экономики.

В камках данной номинации SILI обеспечивает технологическое обеспечение проведения мероприятия в цифровом формате в режиме реального времени.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поделитесь своим экспертным мнением.)x
()
x